Многие сферы общественной жизни Российской Федерации функционируют в условиях неопределенности внешней среды. Причиной тому послужила пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 и ряд событий геополитического характера. В текущих реалиях экономической среды интеграция экономического пространства нужна как внутри региона, так и между ними. Возрастает роль концентрации и специализации производственных структур России. Обладая выгодным географическим месторасположением, ряд регионов берут на себя миссию драйверов экономического роста. Благодаря наличию транспортных коридоров, природно-ресурсной базе, наличию разрабатываемых технологий, построенных на материалоемком и наукоемком производстве, региональная экономика интегрируется в цельный производственный комплекс.
Ленинградская область вносит значительный вклад в развитие Северо-Западного федерального округа, являясь одним из его экономических лидеров. Выгодное географическое положение позволяет осуществлять не только внутригосударственную, но и внешнеэкономическую деятельность. В пространственном развитии Ленинградской области функционируют практические все отрасли производства, транспорта и торговли. Помимо этого, важную роль играет значительное историко-культурное наследие территории, что способствует развитию туристской отрасли экономики.

Состав региональной инфраструктуры четко разграничен, имеет социальную, или производственную направленности. Производственная инфраструктура области представляет собой систему взаимосвязанных элементов: предприятия, логистические центры, торговые точки, транспортное обслуживание, связь, энергообеспечивающие системы, информационные сети и т.п., правильное сочетание и развитие которых обеспечивает высокий уровень эффективности развития территории.

В качестве одного из эффективных механизмов по развитию территории Ленинградской области, в первую очередь для инновационных отраслей, является кластерный подход. Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года, утвержденная областным законом от 8 августа 2016 года № 76-оз, рассматривает социально-экономическое развитие и активизацию деятельности региональных промышленных предприятий для наращивания экспорта как ключевое направление повышения уровня жизни населения. Продвижение продукции промышленных предприятий на мировой рынок представляет собой систему индивидуального трекинга конкретной организации в крупной технологической цепочке специализированных производств. Формирование кластерных коопераций по территориальному или промышленному признаку дает предпосылки для повышения конкурентоспособности изготавливаемой продукции, позволяет достичь синергетического эффекта при развитии территории, привлечь дополнительные инвестиции и сократить издержки при поставке сырья, оборудования и др.

МО «Город Гатчина» реализует одну из кластерных инициатив инновационного направления. Развитие деятельности нанопарка  и «Петербургского института ядерной физики им. Б.П. Константинова Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», находящихся на территории города, базируется на развитии высшего профессионального образования и научно-исследовательских структур. Результаты полученных исследований в дальнейшем становятся основой инновационного сценария развития производственного сектора страны.
Предприятия обрабатывающей промышленности МО «Город Гатчина» формируют промышленно-производственный каркас для инновационно-индустриального развития, так как любые инновации и нанотехнологии должны находить реализацию в реальном секторе экономики. Таким образом, в МО «Город Гатчина» создана платформа для развития взаимовыгодной синергии, что дает возможность соединить научные результаты проводимых исследований и реального сектора экономики на одной территории.

Сходные сочетания региональной экономической политики Ленинградской области и муниципальной экономической политики МО «Город Гатчина» являются главной предпосылкой эффективной формы взаимодействия субъектов. Расширение кооперационной инициативы через инновационные и технологические проектные решения в кластеризации поддерживаются государством для достижения глобальной конкурентоспособности на международном рынке.

На территории Ленинградской области расположено пересечение крупных транспортных путей, в связи с этим становится целесообразным создание и развитие транспортно-логистической кооперации. Благодаря приоритетному стимулированию развития экспортных операций данный вопрос приобретает особую значимость. Для увеличения эффективности логистических цепочек, муниципальное образование может выступить с данной проектной инициативой, которая обеспечит адаптацию традиционных отраслей промышленности к инновационному укладу и обеспечит экономический рост на межрегиональном и международном уровне.  

Проект по развитию индустриальных инициатив инновационного характера сможет привлечь больше инвестиций и решить актуальные проблемы транспортной инфраструктуры муниципального образования.
Особенностью МО «Город Гатчина» является его историко-культурное наследие. Территория богата объектами культурного наследия и претендует на звание исторического поселения. Данный факт накладывает ограничения на возможные хозяйственные и градостроительные преобразования. Таким образом, сценарии развития территории и мероприятия для реализации поставленных задачей и целей должны учитывать сохранение, развитие и целесообразное использование историко-культурного потенциала.

Прогнозирование развития территории проведено с использованием сценарного подхода, предполагающего три возможных сценария:
- оптимистичный – прорывное развитие;
- пессимистичный – сохранение текущего уровня развития;
- реалистичный (базовый) – внедрение инновационных решений с постепенным наращиванием производственного потенциала.
 
Сценарии и перспективы развития МО «Город Гатчина» включают в себя экономический и институциональный аспекты. На общую динамику развития и результативность индикативных показателей значительное влияние оказывают демографические процессы, уровень жизни населения, структура и динамика производства продукции, экспорт, уровень инвестиционной привлекательности территории, поддержка предпринимательской активности органами местного самоуправления и другие.
Локомотивами роста муниципального образования выделены обрабатывающий сектор производства, научный потенциал и туристский сектор экономики.
 
Реалистичный сценарий (базовый)
Основной инструмент реализации сценария: создание и развитие интегральной системы управления территорией.
Особое значение приобретают внутри региональные (в долгосрочной перспективе межрегиональные) связи, точками роста экономики являются бизнес-инкубаторы и научно-производственная кооперация, что является общим стимулом для повышения качества жизни горожан.
Все мероприятия и проекты осуществляются с привязкой к территории муниципального образования, с учетом накопленного ресурсного потенциала (на основе конкурентного анализа муниципальных образований Ленинградской области).
Приоритетные направления развития экономической деятельности формируются с учетом интересов развития основных налогоплательщиков  МО «Город Гатчина» – крупных предприятий промышленного профиля и специализированных площадок нанопарка «Гатчина».
 
Пессимистичный сценарий
Сценарий строится на текущих тенденциях социально-экономического развития, учитывает сохранение существующей динамики.
Основной инструмент реализации сценария: активное вовлечение органов власти в решение всех социальных и экономических вопросов.
Административный ресурс формирует условия для инновационного развития инфраструктуры, привлекает дополнительный человеческий капитал, выравнивает уровень жизни населения, точечно решает вопросы социально-экономического развития.
 Промышленные предприятия города сохраняют достигнутые положительные результаты своей хозяйственной деятельности.
 
Оптимистичный сценарий
Основной инструмент реализации оптимистичного сценария: развитие и использование инструментов межрегионального сотрудничества.
Все мероприятия и проекты осуществляются без привязки к территории Ленинградской области – ориентация на межрегиональные связи и транспортно-логистические цепочки.
Приоритетные направления развития экономической деятельности формируются с учетом современных трендов развития внешней среды.
Сценарий предполагает фундаментальную модернизацию технологий, применяемых на обрабатывающих предприятиях города, мобилизацию экономических и интеллектуальных ресурсов. Мероприятия предполагают активное развитие коммерческих, научных и социально-общественных сфер жизни муниципального образования. Основополагающий принцип – эффективное партнерство между органами власти, гражданами и коммерческими структурами.

полный текст второй части стратегии