Миссия МО «Город Гатчина» - административный центр Ленинградской области, город для комфортной жизни, с богатым историческим наследием и площадкой для научно-производственных открытий.

Стратегической целью социально-экономического развития МО «Город Гатчина» является повышение качества жизни и создание условий для социального благополучия граждан.

Основными стратегическими задачами МО «Город Гатчина» являются:
1) Развитие человеческого капитала и социальной сферы МО «Город Гатчина»:
- Сохранение численности населения муниципального образования и постепенный ее рост;
- Повышение качества жизни и ее продолжительности;
- Устойчивое развитие социальной сферы, с использованием современных технологий.
2) Реализация МО «Город Гатчина» функции административного центра Ленинградской области:
- Перемещение администрации ИОГВ Ленинградской области в МО «Город Гатчина»;
- Укрепление статуса МО «Город Гатчина» в качестве столицы Ленинградской области;
- Формирование удобной и доступной инфраструктуры МО «Город Гатчина» как административного центра Ленинградской области, в т.ч. с использованием системы «Умный город»;
3) Экономическое развитие МО «Город Гатчина»:
- Формирование высокого уровня доходов и качества жизни населения;
- Повышение объемов производства действующих промышленных производств.
- Развитие малого и среднего бизнеса.
- Интенсификация развития сферы туризма, комплексное расширение культурно-досуговой деятельности на территории муниципалитета.
4) Развитие научно-инновационной сферы МО «Город Гатчина»:
- Реализация имеющегося инновационного потенциала, выступающего в качестве конкурентного преимущества территории.
5) Рациональное природопользование и обеспечение экологической безопасности МО «Город Гатчина»:
- Обеспечение соответствия состояния окружающей среды установленным нормам и требованиям при осуществлении хозяйственной и иной предпринимательской деятельности.
6) Развитие межмуниципальных, межрегиональных и внешнеэкономических связей МО «Город Гатчина»:
- Формирование имиджа МО «Город Гатчина» как административного, делового, инновационного, современного города, с возможностью многоаспектного сотрудничества.
7) Пространственное развитие МО «Город Гатчина»:
- Гармоничное развитие территории: сохранение культурно-исторического наследия и развитие новых социально-экономических сфер.
- Создание условий для благоприятного проживания граждан.

МО «Город Гатчина» как столица Ленинградской области – целевой ориентир и приоритетное направление в развитии и укреплении позиций муниципального образования в регионе.
Статус города как столицы Ленинградской области наделяет территорию муниципального образования следующими особенностями:
1. Деловой центр с большим количеством организаций разного профиля деятельности
2. Административный центр, что предполагает место размещения органов исполнительной власти Ленинградской области (реализации функций административного центра Ленинградской области).
3. Более широкие возможности выхода на внешний и внутренний рынок для несырьевого неэнергетического экспорта и кооперации.
4. EVENT-площадка для организации встреч и проведения мероприятий международного, общероссийского и внутри регионального характера (в том числе, предпринимательских структур).
5. Центр притяжения для населения, проживающего внутри Санкт-Петербургской агломерации.

Направления развития
Направления формирования образа будущего г. Гатчина как столицы Ленинградской области «Гатчина – 2035»:
1. Повышение привлекательности территории для работы. Интенсификация деловой среды за счет расширения профиля деятельности организаций. В связи с чем необходима «перезагрузка общественных пространств»: организация коворкинг-центров, лофт-студий и оборудованных офисных помещений в соответствии с современными требованиями. Непрерывное партнёрство Администрации с представителями малого, среднего и крупного бизнеса. Стимулирование стартапов на базе нанопарк «Гатчина». Усиливать инвестиционный потенциал.
2. Повышение интереса предприятий обрабатывающей промышленности к индустриально-технологическому взаимодействию. Внедрение энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий. Организация и развитие деятельности производственных лабораторий, привлечение лучших практик научного профиля для повышения технологичности обрабатывающего производства. Формирование своего специализированного «бренда», привлекающего другие организации к сотрудничеству.
3. Формирование комфортной и динамично развивающейся городской среды. Постоянное партнерство с жителями. Жители города - главные инициаторы культурного, социального и экономического разнообразия территории. Организация официального и неофициального дискурса посредством АПК «Умный город». Официальный дискурс через сайт Администрации города, неофициальный – сетевое общество граждан на основе общественной инициативы через социальные сети для обсуждения насущных проблем: детства и материнства, трудоустройства, благоустройства, действующих программ и проводимых мероприятий, насыщении культурной жизни города в разное время года и т.п.
4. Трансформация пространства города для молодого поколения. Создание условий для реализации потенциала школьников и студентов в будущем: высокий уровень медицинских услуг, активное вовлечение в культуру и спорт, в научную и исследовательскую деятельность за счет организации научного квартала, различные варианты детского отдыха в культурно-досуговых центрах. Развитие центров дополнительного образования, направленного на цифровизацию населения и активизация применения технологий интернет вещей.
5. Развитие городской экосистемы. Поддержание статуса исторического поселения федерального значения и обеспечение сохранности ценностей объектов культурного наследия. Сохранение уникальности муниципального образования за счет утверждения общей культурной исторической основы (систематическое проведение мероприятий, связанных с историческими событиями горда и области в целом). Установление главных ценностей города – гостеприимство, комфорт и безопасность. Город должен стать местом, в которое хочется возвращаться. Увеличение площадей зеленых насаждений, в том числе вдоль дорог с высоким трафиком пропускной способности автотранспортных средств и загруженности. Разработка маршрутов непрерывных пешеходных пространств и велодорожек, в том числе использование креативных цветов и изображений в разметке.  
6. Совершенствование транспортного сообщения с соседними территориями внутри агломерации посредством тактового маршрута. Сокращение логистических издержек при транспортировке грузов в рамках экспорта.

Направления по дальнейшей интеграции системы «Умный город» с применением технологий интернет вещей.
Все представленные ниже направления построены на умной инженерии и умной экономике с новыми возможностями «централизованного» городского управления (население, коммерческие структуры, органы местного самоуправления, организации, занимающиеся научными разработками и исследованиями).
1. Разработка онлайн-платформы для совместного обсуждения и реализации smart-проектов (опыт Амстердама).
Для решения экономических и социальных задач на местном уровне организовать обсуждение перспективных проектов между всеми сторонами- участниками. Вынести на обсуждение те сферы экономики, которые интересны населению как результат «товар» или «услуга». Определить среди коммерческих структур те, которые готовы заниматься данным направлением. Органам местного самоуправления определиться с суммой поддержки, которую они готовы предоставить для данной инициативы. На основе внутренней базы знаний (уже имеющегося опыта) или исходя из имеющихся технологических возможностей нанопарка Гатчина, организовать запуск стартап-проекта. Таким образом, инициатива населения демонстрирует устойчивый спрос на товар или услугу, а бизнес получает обратную связь и новые возможности для бизнеса, за счет привлечения ресурсов нанопарка возможна разработка материалоемкой и наукоемкой технологии производства продукции.
2. Разработка программного обеспечения через мобильное приложение по поддержанию облика города и чистоты в нем.
Для решения социальных задач на местном уровне организовать обратную связь с населением через сообщения о ямах на придомовых территориях, граффити, наличии мусора и повреждениях инфраструктуры городского пространства. Посредством личного кабинета фото и адрес будут прикреплены в качестве сообщения. В общей базе данных произойдёт перенаправление сообщения к тому, за кем закреплена данная территория (частный сектор, ЖКХ, органы местного самоуправления и т.п.)
3.  Анализ использования дворцово-паркового ансамбля.
Для решения социальных задач на выходе из парковых зон установить информационные терминалы, предназначенные для сбора информации о состоянии удовлетворенности посетителей. Разработать соответствующее программное обеспечение, в котором необходимо оценить категории: освещение, лавочки, уборка мусора, цветы, туалет, питание и напитки и т.п. Обеспечить трехбалльную шкалу оценки и свободный ввод открытых «пожеланий» посетителей. Результаты информации будут собраны у соответствующих структурных подразделений Администрации города и перераспределены в адрес организаций (ГУП г. Санкт-Петербурга), занимающихся благоустройством парков. Парковая зона станет привлекательнее и повысит уровень культурного восприятия граждан и гостей города, а также будет сформирован банк предложений для туристского информационного центра по развитию туристской инфраструктуры и туристских, культурных мероприятий.
4. Онлайн-курсы в сфере информационных технологий на базе нанопарк «Гатчина».
Для решения экономических и социальных задач на местном уровне организовать содействие по приобретению цифровых навыков среди всех категорий граждан (особенно в категориях: дети и пенсионеры); способствовать созданию, внедрению и распространению ИТ-технологий в бизнес-среде. Разработать тематические обучающие проекты для активизации и стимулирования граждан и бизнеса к инновационным и технологическим решениям. Проекты в сфере рекламы бизнеса, освоение компьютерных технологий, фотошоп, графика, веб-инструменты. В результате произойдет взращивание молодых специалистов, которые смогут работать удаленно, проживая в городе и получат возможность поиска новых технологических инициатив, а также работы с клиентами на всей территории России.
5. Цифровой производственный и учебный центр (опыт Барселоны).
Для решения экономических и социальных задач на местном уровне организовать проведение совместных гражданских проектов и инициатив на базе нанопарка «Гатчина». Приоритетным направлением является промышленная специализация города, а также направление деятельности нанопарка и внедрение цифровых решений в производственную сферу и сферу услуг. Нацелено на взращивание молодых специалистов (школьники, студенты). Благодаря чему произойдет: .
- содействие обмену технологическими знаниями между всеми представителями производственной, научной и образовательной сфер;
- развитие новых технологий за счет привлечения специалистов указанных сфер;
- увеличение доли школьников и студентов, вовлеченных в научно-исследовательскую деятельность;
- экономический рост в производственной сфере муниципального образования и в сфере услуг;
- расширение числа конкурентных преимуществ муниципального образования;
- преодоление узких мест в наращивании человеческого капитала, город станет более привлекательным для людей молодого и среднего возраста.
6. Цифровой карьерный центр.
Для решения экономических и социальных задач на местном уровне организовать на базе обучения новым технологиям карьерный центр, позволяющий населению переквалифицироваться на формат «удаленных» профессий. Центр нацелен на помощь в поиске работы и увеличение числа высококвалифицированных специалистов. Органы местного самоуправления организуют площадку для создания центра. На площадке цифрового карьерного центра школьники, студенты, а также граждане пожилого возраста смогут проходить обучение или переквалификацию.  
7. Специализация бизнеса на digital-сфере.
Для решения экономических задач на местном уровне стимулировать специализацию коммерческих предприятий на использование цифровых ресурсов: контекстная реклама, разработка сайтов, веб-дизайн, анализ данных, кибербезопасность, инфографика и т.п. Данная сфера перспективная для России и всего мира в целом. Услугами данных бизнес-структур смогут пользоваться участники нанопарка «Гатчина» и уже действующие предприятия, чья цель будет построена на кооперации и экспорте. Население проходит обучение на базе нанопарка, коммерческие структуры организуют бизнес и набирают специалистов. Органы местного самоуправления и ИТ-инфраструктура создают условия для развития: первые обеспечивают государственную финансовую поддержку, вторые – информационно-коммуникационные системы и базу знаний. Развитие сферы ИТ – важный компонент развития экономики МО «Город Гатчина».
8. Общегородской конкурс по поиску smart-решений городских проблем (опыт Торонто).
Для решения социальных задач на местном уровне организовать конкурс, проводимый на онлайн-платформе. Инициатором конкурса являются органы местного самоуправления, участниками (инициаторы идей) – жители. Цель конкурса: поиск новых форматов использования данных, получаемых с датчиков, для улучшения жизни граждан. Коммерческие структуры могут обеспечить реализацию идеи. ИТ-инфраструктура – порядок интеграции систем и интерфейс.
9. Виртуальное посещение концертов и выставок в расширенной реальности.
Для решения социальных задач на местном уровне организовать интерактивное посещение онлайн-мероприятий посредством AR-, VR-, MR-, XR-решений. Органы местного самоуправления предоставляют площадку для сбора граждан. Коммерческие структуры организуют сотрудничество с концертными залами и т.п. Жители города и его гости являются получателями услуги. ИТ-инфраструктура организует спецэффекты максимального присутствия зрителя в 3D эффекте, но без специальной фурнитуры (шлемов, очков), с передачей информации на экран.
10. Программа по повышению осведомленности и снижению выбросов углекислого газа (опыт Хельсинки).
Для решения социальных задач на местном уровне организовать разработку онлайн-платформы, позволяющей оценивать уровень загрязненности атмосферного воздуха углекислым газом. Программа будет предлагать альтернативные варианты перемещения по городу и автоматически производить расчет количества выбросов на человека. Сенсоры для проведения мониторинга и сбора данных о качестве воздуха следует установить на столбах.

Направления приоритетных направлений развития научно-инновационной сферы МО «Город Гатчина»
Якорным проектом стратегического развития наукоемкой территории в МО «Город Гатчина» является создание центра компетенций по разработке и внедрению технологий в области функциональных материалов, возобновляемых источников энергии, декарбонизации и научного приборостроения.

Результатом реализации проекта по созданию центра компетенций должны стать следующие ключевые события:
• Появление точек роста «зеленой» энергетики, молекулярной инженерии и научного приборостроения
• Совершенствование городской инфраструктуры (реновация промышленных зон, строительство социальных объектов, развитие транспортной и инженерной инфраструктуры)
• Формирование центра компетенций в области разработки и внедрения функциональных материалов
• Интеграция планов научно-технического развития г. Гатчина с федеральной повесткой по декарбонизации
• Устранение нормативно-правовых и организационных барьеров, препятствующих динамичному развитию сформировавшийся наукоемкой территории
• Создание бизнес-инкубаторов, содействующие реализации отдельных проектов в научно-технической сфере деятельности и обеспечивающих внедрение в производство инновационной продукции

Направления по усилению взаимодействия науки и бизнеса, крупных компаний с малыми и средними инновационными научными и образовательными организациями.
Для успешной реализации обозначенных перспектив необходима региональная и муниципальная система поддержки. В рамках деятельности органов местного самоуправления создать координационный совет, в функции которого будет входить система мониторинга инновационного потенциала, количество рабочих мест и центр цифровых компетенций (повышение квалификации и развитие кадрового потенциала), а также все возможные формы и виды поддержки (в том числе бюджетные ассигнования) через соглашения о сотрудничестве.

В рамках реализации проекта «Умный город» во главу угла встают вопросы по технологическому оснащению, а также формированию определенной социокультурной научной среды. Эти два ключевых фактора позволят обеспечить устойчивое развитие муниципальному образованию в долгосрочной перспективе. Отмечено, что восприятие молодым поколением результатов научной деятельности строится, в первую очередь, на престиже труда ученого и личном познавательном интересе.

Первоочередной задачей является популяризация науки среди школьников и студентов, развитие научной коммуникации путем организации тематических встреч для молодежи.
Каналами научной коммуникации, посредством которых молодежь приобщается к науке и в своей среде получает популяризацию научной деятельности, будут следующие:
– социальные сети и блоги;
– встречи с деятелями науки, представителями научных сообществ, профессорско-преподавательским составом университетов;
– участие в научных конкурсах, конференциях, форумах и грантах.

Наиболее оптимальным вариантом становится организация научного или цифрового квартала (микрорайона). В уже существующую инфраструктуру необходимо внедрить мини версию «нанограда»:
1. Все организации общественного питания в этом квартале становятся научными кафе, где будут использованы новейшие технологии (в том числе робот-официант).
2. Организация интернет-кафе с научным профилем: свободный доступ wi-fi, тематическое оформление, содержащее последние научные достижения, в свободном доступе можно получить информацию о развитии науки.
3. Организовать свободное пространство для развлечения и развития, симбиоз науки и техники, тематический коворкинг-центр на базе которых могут функционировать кружки. В выходные на данной территории будут проходить лекции-спектакли о научных открытиях или биография мировых ученых.
4. На базе кафе или коворкинг-центра организовать встречи в стиле Science Slam, адаптированные под школьную аудиторию. Тематические встречи подобного рода заслужили свою популярность во многих странах Евросоюза. Школьники представляют свои научные проекты (идеи) на публику и конкурсную комиссию, где в жюри находятся представители научного направления.
При организации научного квартала необходимо учитывать его социокультурный ракурс: наличие площадей и соответствующих объектов, позволяющих внедрить идею. В противном случае теряется ценность «общего блага» и идеи. Фокус внимания на грамотной организации уже имеющегося пространства, принимая во внимание плотную застройку и наличие площадей организаций общественного питания (значительно превышающие нормативные значения обеспеченности населения).
Приобщив молодежь к науке и инновациям, возникает высокая вероятность снижения уровня миграции. Выбор их профессиональной траектории тесно переплетается с деятельностью нанопарка «Гатчина».
При разработке и внедрении проекта «Умный город» превалирует его технологическое и информационно-коммуникационное оснащение, которое ложится в основание развития smart-технологий.
 
Направления по механизмам государственной поддержки инновационного и технологического развития
В настоящее время весь высокотехнологичный и наукоемкий бизнес осуществляется на основе финансирования в рамках государственных программ. Предприятия выделяют по отраслевому признаку и направляют адресную поддержку конкретной организации в соответствии с п.2 ст. 16.1 федерального закона от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Государственная поддержка инновационной деятельности - совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность .
Таким образом, для направлений государственной поддержки инновационной деятельности используются различные подходы. Каждый подход включает в себя как отечественный, так и зарубежный опыт, существующие виды патентов, прогнозные значения по развитию предприятий, регионов и отраслей.

Государственную поддержку научно-инновационной сферы условно можно поделить на два вида мероприятий: прямые субсидии конкретным предприятиям и создание условий, инфраструктуры, за счет поддержки фондов через конкурсы или участие в программах.
Формы государственной поддержки объединяют в себе ключевых два направления, такие как финансовое и организационное:
- предоставление информационной поддержки в рамках развития smart-технологий или новых технологических решений для проекта «Умный город»;
- предоставление консультационной поддержки малому и среднему бизнесу, содействие в формировании учетной проектной документации;
- стимулирование спроса на инновационную продукцию через соглашения с предприятиями, которым полезны прикладные исследования, проводимые на территории МО «Город Гатчина» (приоритет при организации государственных закупок);
- финансовое обеспечение посредством субсидии, субвенций, дотаций, грантов, проектов государственно-частного партнерства;
- в рамках программного подхода разработка и реализация целевых программ по инициативе органов местного самоуправления, с последующим проведением мероприятий;
- взаимодействие (сотрудничество) с регионами по технологическому профилю предприятий МО «Город Гатчина»;
- стимулирование и развития экспорта и кооперации (сотрудничество с АО «Российский экспортный центр», Центр поддержки экспорта Ленинградской области);
- использование «единого окна» через стандартизированный подход по оформлению и проведению товарно-транспортных операций, касающихся экспорта и транзита;
- организация и обеспечение необходимой инфраструктуры (муниципальный или региональный центр поддержки, проведение выставочных и ярморочных мероприятий, программы внешнеэкономических проектов, субсидирование затрат и т.п.).

Наиболее существенным является финансовый вопрос. Проблема выбора источников финансирования всегда превалирует над организацией инновационного пространства.
В данном ключе возможно рассмотреть типовые подходы, классифицированные по следующим направлениям:
1. Прямое адресное целевое финансирование через государственные программы за счет средств государственного бюджета.
2. Создание регионального или муниципального фонда, инвестиции в муниципальный или региональный проект (региональный в том случае, если предприятия МО «Город Гатчина» будут элементом технологической цепочки в системе сотрудничества с предприятиями Ленинградской области).
3. Гранты за счет средств действующих федеральных фондов, направление деятельности которых строится на поддержке инновационных инициатив, а также малого и среднего бизнеса (Фонд содействия инновациям, фонд развития промышленности, Корпорация МСП, группа «Роснано», «Сколково» и т.п.).
4. Создание венчурного фонда для реализации высокотехнологичных проектов (или сотрудничество с АО «Российская венчурная компания»).
5. Самофинансирование, связанное с коммерциализацией научных результатов (технологические лаборатории, инновационные центры, нанопарки выходят на самоокупаемость, когда есть спрос на результаты прикладных исследований для производственных предприятий, с последующим оформлением патентов и т.п.).
6. Самофинансирование, связанное с коммерциализацией цифрового бизнес-образования (на базе предприятий инновационного профиля, проведение повышения квалификации или переподготовки кадров на основе полученных результатов фундаментальных исследований).
7. Финансовый лизинг.

Для успешного и эффективного развития первоочередной задачей МО «Город Гатчина» является запуск на своей территории механизмов, обеспечивающих научно-производственную кооперацию - взаимодействие между инновационными и промышленными центрами. Частнопредпринимательская инициатива представляет собой взаимовыгодное сотрудничество между предприятиями, позволяющее: сократить издержки производства, автоматизировать большую часть основных фондов, повысить уровень производительности труда, сократить производственные риски и т.п. Таким образом, промышленное предприятие заинтересовано в снижении своих производственных затрат и повышении эффективности деятельности, а научное – реализации своего потенциала и идей, с целью последующей их коммерциализации.

Развитие научно-производственной кооперации структурно состоит из направлений:
1. Прямое взаимодействие между научной и производственной организациями.
2. Внедрение, распространение и коммерциализация результатов научных исследований (маркетинг результатов исследований).
Речь идет о создании условий для «умной специализации» МО «Город Гатчина».
Научно-производственная кооперация – наиболее эффективный путь по внедрению результатов полученных инновационных алгоритмов в рамках производственных программ.
За счет эффективного сочетания государственной поддержки, инновационных идей, межрегионального сотрудничества, частнопредпринимательской инициативы возможно обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие территории МО «Город Гатчина».
Концепция «Умный город Гатчина» наиболее оптимальным образом сочетается с «умной специализацией» экономики и производства (приоритетные сферы).
Графически план мероприятий реализации стратегии отражен на карте - https://yandex.ru/maps/?um=constructor%3A118cee0cce4a56ca37561f6fb82dec72721cbdb60a8cf0b5ce373664b7769056&source=constructorLink.
  полный текст третей части стратегии